- Поиск и предоставление международных и зарубежных стандартов
-
Информационная и техническая поддержка
личным консультантом и специалистом по обновлению вашей системы
личным консультантом и специалистом по обновлению вашей системы
профессиональное издание по техническому регулированию и стандартизации
06.10.2026
Расширен перечень товаров с национальным режимом и уточнены правила подтверждения происхождения для двигателей и электростанцийПостановление Правительства РФ от 30.09.2026 № 1264 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"вносит масштабные изменения в акты, регулирующие национальный режим при закупках.
Основные изменения затрагивают:
- перечень товаров, на которые распространяется национальный режим;
- порядок подтверждения происхождения товаров из государств - членов ЕАЭС (за исключением РФ) через евразийский реестр промышленных товаров;
- правила ведения реестра договоров и реестра контрактов.
В приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 добавлены новые позиции с 466 по 470. Это тяжелое промышленное оборудование:
- дизели тепловозные, судовые и промышленные;
- двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (прочие);
- модульные электростанции на базе дизель-генераторных и газопоршневых установок.
Для указанных двигателей установлена конкретная мощность - от 0,8 МВт до 7,35 МВт.
Внесены изменения в Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, и в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60.
При подтверждении происхождения товаров из ЕАЭС (кроме Российской Федерации) требуется указывать номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров и совокупное количество баллов (если это предусмотрено правом ЕАЭС).
Указанные правила не применяются к отдельным позициям приложения № 1(позиции 129-132, кроме отдельных кодов), приложения № 2(позиции 107, 108) и приложения № 3(позиции 92, 93, 111, 222-230) к постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2026 № 1264 применяется к закупкам, извещения о которых размещены (или приглашения направлены, либо контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключены) после дня вступления в силу.
06.10.2026
Правительство установило требования к операторам маркетплейсов обеспечивающих закупки образовательных учрежденийПостановлением Правительства РФ от 01.10.2016 № 1279 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, которым установлены требования к операторам электронных площадок для осуществления государственных и муниципальных закупок.
Напомним, что возможность осуществления образовательными организациями закупок на электронных площадках, операторами которых являются операторы посреднических цифровых платформ (маркетплейсы), установлена Федеральным законом от 04.08.2026 № 278-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.10.2016 № 1279, такие маркетплейсы должны:
- быть включены в реестр посреднических цифровых платформ;
- располагать логистической инфраструктурой не менее чем в 45 регионах;
- иметь не менее двух поставщиков товаров из перечня средств обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций, утвержденного Минпросвещения РФ. Эти перечни утверждены приказами Минпросвещения РФ в рамках реализации государственной программы "Развитие образования" и включают различную мебель, технику и оборудование.
Перечень документов для операторов маркетплейсов, претендующих на участие в госзакупках, и порядок их подачи для прохождения проверки соответствия будут размещены Минфином России в единой информационной системе в сфере закупок.
Постановление Правительства РФ от 01.10.2016 № 1279 вступает в силу 1 октября 2026 года.
06.10.2026
Уточнен порядок технологического присоединения МКД к электрическим сетямОпубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2026 № 1290 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2026 № 1290).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2026 № 1290 уточнены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям. В частности, предусмотрена возможность технологического присоединения многоквартирных домов с применением постоянной схемы электроснабжения.
Также скорректирован порядок увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств. При увеличении мощности до 150 кВт включительно без изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения и вида производственной деятельности в установленных случаях к заявке потребуется приложить документ, подтверждающий ранее осуществленное технологическое присоединение.
Документ будет добавлен в систему.
05.10.2026
Подготовлены налоговые изменения 2027В Государственную Думу внесен проект Федерального закона от 30.09.2026 № 617-9 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который направлен на реализацию отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
Кроме того, в законопроекте учтены отдельные поручения Президента РФ и Правительства РФ, а также правоприменительная практика.
В частности, законопроектом предлагаются следующие изменения.
1. Налоговое администрирование
1. Цифровые платформы наделяются отдельными функциями налогового администрирования для обеспечения обмена информацией между налоговым органом и партнером цифровой платформы.
2. Установят возможность получения рассрочки по отсроченным платежам для снижения налоговой нагрузки нуждающимся в этом лицам.
3. Расширят информационный обмен между налоговыми органами и СФР для предоставления налоговых льгот физлицам по имущественным налогам в беззаявительном порядке.
4. Расширение периметра налогового мониторинга за счет отмены обязательности соответствия кандидата в налоговый мониторинг трем установленным критериям (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов) и оставление обязательности соответствия любому из них, а также за счет отмены данных критериев для кандидата-правопреемника реорганизованного участника налогового мониторинга.
5. Совершенствование контроля за исполнением организациями обязанности по постановке на учет своих обособленных подразделений в части предоставления регионам возможности представления в налоговый орган информации о неучтенных на их территориях обособленных подразделениях организаций, и наделения налоговых органов полномочиями проводить отдельные мероприятия налогового контроля по проверке представленной информации.
6. До 2029 года продлеваются полномочия Правительства по регулированию отдельных налоговых правоотношений.
7. Установление днем окончания срока уплаты налога в декабре, если последний день срока уплаты налога приходится на выходной, предшествующего ему рабочего дня, для исключения рисков возникновения кассовых разрывов бюджетов в конце календарного года.
8. Размеры штрафов проиндексируют на уровень прошедшей с года их установления инфляции с целью приведения к их экономически оправданной величине.
2. Налог на добавленную стоимость
1. Освобождается от НДС передача на безвозмездной основе в государственную казну не только недвижимого, но и движимого имущества.
2. ИП, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, будут освобождены от уплаты НДС, как в настоящее время освобождены юрлица, осуществляющие аналогичную деятельность, а также освободят от уплаты НДС дельфинарии.
3. Организациям общепита, если у них работают мигранты - высококвалифицированные специалисты, для подтверждения соответствия условиям для освобождения от НДС предлагается учитывать суммы выплат и иных вознаграждений в пользу указанных иностранных граждан.
4. До 1 января 2030 года продлевается действие "нулевой" ставки НДС в отношении авиаперевозок в (из) аэропортов ДФО, Республики Крым или г.Севастополя и 10%-ой ставки НДС в (из) аэропортов Московского авиационного узла.
5. Предлагается комплексный механизм налогового стимулирования расходов на защиту от беспилотных аппаратов (БПА).
В части НДС предлагается не признавать объектом налогообложения:
- безвозмездную передачу товаров (работ, услуг) Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России и МЧС России для целей защиты от БПА;
- безвозмездную передачу питания гражданам, находящимся на объектах с целью их защиты от БПА.
При этом за налогоплательщиками, осуществляющими указанные операции, сохраняется право на вычет "входного" НДС.
3. Акцизы
1. В целях налогообложения акцизом на нефтяное сырье уточняется условие по объему выработки отдельных категорий нефтепродуктов из нефтяного сырья - так, данное условие предлагается применять в отношении каждого нефтеперерабатывающего завода отдельно. Кроме того, уточняется порядок определения Спю в случае возврата ранее реализованных (переданных) нефтепродуктов.
2. В целях повышения определенности в вопросах идентификации подакцизных товаров уточняются критерии в отношении виноградного сусла, а также для признания нефтяным сырьем вакуумного газойля и гудрона.
3. Минимизация рисков потерь бюджета в результате завышения коэффициента Спю путем отнесения продуктов вторичной переработки нефти, являющихся нефтяным сырьем, к светлым продуктам.
4. Отмена особых условий в части налогообложения акцизами для производителей лекарственных средств и (или) лекарственных препаратов, и (или) медицинских изделий, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового менее 500000 литров в год, поскольку сохраняется риск для производства суррогатного алкоголя.
5. Опережающая индексация ставок акцизов выше прогнозируемого уровня инфляции на 2027-2029 гг. Соответственно, уточнены и определены параметры налоговых вычетов сумм акцизов в отношении винодельческой продукции.
6. Индексация на уровень инфляции условных значений средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации авиационного керосина, автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, а также установление таких значений на 2029 год.
7. Дополнен перечень документов, необходимых в целях подтверждения вычета акциза в отношении спирта, использованного для производства алкогольной продукции.
8. Уточнен порядок налоговых вычетов в отношении сумм акцизов, уплаченных при приобретении и (или) ввозе на территорию Российской Федерации коньячных дистиллятов, используемых для производства коньяка, с учетом требований Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", касающихся периодов "отдыха" коньяка, произведенного из таких дистиллятов, когда фактически полученный товар невозможно реализовать в силу требований законодательства Российской Федерации.
9. Признание безникотиновой жидкости для электронных систем доставки никотина подакцизным товаром.
4. Налог на доходы физических лиц
1. Уточнение порядка налогообложения доходов в виде процентов по вкладам (счетам) в банках, открытых доверительным управляющим: такие доходы подлежат налогообложению в общем порядке, установленном для налогообложения процентов по вкладам (счетам) в банках. Кроме того, устанавливается обязанность налоговых агентов по исчислению и удержанию налога при выплате доходов в виде процентов по вкладам (счетам) в банках в течение налогового периода.
2. Объединение большинства видов доходов физических лиц в одну совокупность налоговых баз, к которым применяются дифференцированные налоговые ставки в размере от 13 до 22%.
3. Уточнение условий освобождения от налогообложения доходов в виде сумм единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), выплачиваемых работодателем работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком: выплаты, которые производятся в период отпуска по беременности и родам до рождения ребенка, также освобождаются от налогообложения.
4. Уточнение условий освобождения от налогообложения доходов в виде сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости: исключение условия, что указанные суммы не облагаются налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) только если они остались в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль.
5. Предусматривается, что при получении дохода в виде имущественных прав в порядке дарения такой доход освобождается от налогообложения только если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
6. Расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий: льгота применяется не только при покупке, в частности, индивидуального жилого дома, но также при строительстве индивидуального жилого дома.
7. Установление права на получение социального налогового вычета по расходам на приобретение медицинских изделий, необходимых для проведения операций.
8. Распространение на военнослужащих (служащих) нормы о предоставлении им налоговыми агентами стандартного налогового вычета на детей в беззаявительном порядке при наличии у налоговых агентов необходимых сведений.
9. Уточнение порядка представления организациями (индивидуальными предпринимателями) отчетности по НДФЛ в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Кроме того, для организаций, имеющих обособленные подразделения, сохраняется право представления соответствующей отчетности по месту учета обособленных подразделений в случае представления ими в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уведомления о представлении соответствующей отчетности в таком порядке.
10. Уточнение порядка определения налоговой базы и исчисления НДФЛ по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе.
11. Установление особенности определения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в случае расторжения в отдельном случае договора купли-продажи объекта недвижимого имущества и возврата его в собственность налогоплательщику - продавцу.
12. Предусмотреть, что при определении суммы налога, подлежащей уплате по доходам от доверительного управления имуществом, составляющим закрытый или интервальный паевой инвестиционный фонд, засчитывается сумма налога на прибыль организаций, исчисленная и уплаченная по доходам от доверительного управления имуществом, составляющим такой паевой инвестиционный фонд.
5. Налог на прибыль организаций
1. Продление ряда временных антикризисных мер в связи с сохраняющимся санкционным давлением со стороны недружественных стран.
2. Соотнесение доходов личного фонда с максимальной ставкой, предусмотренной для дохода плательщика НДФЛ - физлица-резидента, в размере 22 процентов, а также расширение перечня доходов, учитываемых в 90-процентной доле доходов личного фонда, являющейся условием применения 22-процентной ставки, за счет доходов от реализации личным фондом ценных бумаг, удостоверяющих долговые обязательства.
3. Уточнение порядка создания резервов под обесценение ценных бумаг для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, в части исключения возможности их создания в отношении эмиссионных ценных бумаг, удостоверяющих их собственные долговые обязательства.
4. Определение порядка применения пониженных налоговых ставок для организаций - резидентов особых экономических зон в случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности по решению суда.
5. Уточнение особенностей налогообложения прибыли учредителя доверительного управления имуществом в случае, когда он не является выгодоприобретателем.
6. Уточнение момента признания доходов и расходов по судебным решениям о взыскании денежных сумм.
7. Определение возможности непредставления налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций по месту нахождения обособленных подразделений начиная с отчетности за отчетные (налоговый) периоды 2027 года.
8. В связи с освобождением от налогообложения отдельных видов доходов, полученных от использования средств целевого капитала, предлагается не включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения, пожертвования некоммерческим организациям в целевой капитал.
9. Уточнение отдельных положений, предусматривающих запрет высокодоходным компаниям применять инвестиционный вычет для уменьшения налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.
10. Формирование равных налоговых условий для разных форматов цифрового контента (предоставление возможности сервисам, предоставляющим доступ к электронным и аудиокнигам по подписной модели, по аналогии с аудиовизуальными сервисами и музыкальными платформами, применять налоговые преференции, предусмотренные для ИТ-организаций).
11. Устранение противоречия методологического характера в правилах определения цены сделки с обращающимися ценными бумагами для целей налогообложения прибыли.
12. Уточнение перечня внереализационных доходов для налога на прибыль организаций с учетом новых оснований вычета по акцизам.
13. Исключение допустимой в настоящее время экономически немотивированной трактовки по невключению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов ипотечных агентов, специализированных обществ от осуществляемой ими в соответствии с уставом текущей деятельности.
14. Уточнение отдельных положений, направленных на исключение возможности искусственного завышения доли льготируемых доходов за счет операций с взаимозависимыми лицами и возможности применения льгот организациями, не сдавшими годовую бухгалтерскую отчетность.
15. Синхронизация действующих положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, связанных с формированием налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с вступающими в силу с 1 января 2027 года изменениями отраслевого законодательства, определенными Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 477-ФЗ "О гарантировании прав по договорам страхования жизни".
16. Установление в отношении доходов в виде дивидендов, перечисляемых на счет типа "С", определенный Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", ставки налога на прибыль организаций в размере 35 процентов.
17. Изменение порядка налогообложения доходов от доверительного управления имуществом закрытых и интервальных паевых инвестиционных фондов.
18. Расширение перечня расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, за счет затрат на предотвращение террористических атак с применением беспилотных комплексов.
19. Устанавливается, что налог на сверхдоходы не будет учитываться при исчислении налога на прибыль организаций.
6. Государственная пошлина
Уточнение отдельных положений по уплате госпошлины, в частности:
1) сроков уплаты при увеличении исковых требований;
2) порядка освобождения госорганов от уплаты госпошлины;
3) размеров госпошлины при лицензировании деятельности, при переходе права собственности на объекты недвижимости при реорганизации юрлиц.
7. Налог на добычу полезных ископаемых
1. В целях покрытия недостающего бюджетного финансирования для завершения строительства гидротехнических сооружений, береговых объектов и газопроводов регазификационного комплекса сжиженного природного газа (далее - СПГ) в Камчатском крае, а также развития и обеспечения стабильной работы российских СПГ-проектов из условий применения "нулевой" налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) исключается ограничение о накопленном объеме добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров с сохранением возможности применения указанной налоговой ставки по НДПИ на срок не более 12 лет (до 2029 года включительно) при условии заключения инвестиционного соглашения по целевому использованию неуплаченных в федеральный бюджет денежных средств в связи с сохранением возможности применения "нулевой" ставки по НДПИ.
2. В целях неприменения льготы по НДПИ организацией, ранее имевшей статус участника регионального инвестиционного проекта (и прекратившей такой статус в установленном порядке) или участника особой экономической зоны любого типа, уточняется порядок применения коэффициента Ктд резидентами территории опережающего развития.
3. В целях неприменения льготы по НДПИ организацией, ранее имевшей статус резидента территории опережающего развития или участника особой экономической зоны любого типа, уточняется порядок применения коэффициента Ктд участником регионального инвестиционного проекта, для которого не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
4. В целях исключения неоднозначного толкования абзаца пятого п.19 ст.343 НК РФ и обеспечения полноты учета объема реализации газа уточняется порядок определения показателя Viнас (который используется для определения показателя Ккг2024), предусматривающий учет объемов реализации газа населению в случае отсутствия у налогоплательщика прямой реализации газа населению.
5. На четыре года продлевается вычет, предусмотренный абзацем вторым пункта 3.1 статьи 343_2 НК РФ.
8. Специальные налоговые режимы
1. Исключение из состава доходов ИП, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому по ЕСХН, УСН и АУСН, процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках на территории России, облагаемых НДФЛ.
2. Продление срока меры поддержки в части сохранения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по итогам 2023 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые пострадали в результате действий вооруженных формирований и (или) террористических актов и (или) чье осуществление хозяйственной деятельности невозможно в результате действий вооруженных формирований и (или) террористических актов, до 2029 года.
3. Установление, начиная с 2028 года, механизма уменьшения налоговыми органами суммы налога, исчисленного при применении ПСН, на суммы страховых взносов в автоматическом режиме.
9. Имущественные налоги
1. Установление единых требований к содержанию нормативных правовых актов о налоговых льготах в целях совершенствования условий предоставления налоговых льгот в беззаявительном порядке.
2. Информирование физических лиц о возможности получения преимуществ по налогам с использованием сервисов электронных цифровых коммуникаций, включая личный кабинет налогоплательщика и единый портал государственных и муниципальных услуг.
3. Распространение установленных льгот по имущественным налогам для членов семей участников специальной военной операции на родителей (усыновителей) участников специальной военной операции независимо от факта иждивения (начиная с налогового периода 2022 года).
4. Уточнение условий применения понижающего коэффициента 1,1 по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
5. Расширение в рамках налога на имущество организаций перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, за счет включения в него пунктов приема и выдачи заказов, являющихся объектами логистической инфраструктуры оператора посреднической цифровой платформы.
10. Туристический налог
1. Уточнение порядка определения налоговой базы и исчисления суммы туристического налога по фактически оказанным услугам за налоговый период, вне зависимости от факта оплаты таких услуг.
2. Предоставление представительным органам муниципальных образований права дифференцировать (снижать до нуля) установленный Налоговым кодексом Российской Федерации размер минимального налога.
11. Страховые взносы
1. Уточнение в части установления возможности выбора работодателем периода выплаты необлагаемой страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи в размере не более 1 млн рублей, оказываемой работодателем работнику при рождении ребенка, - в период отпуска работника по беременности и родам до рождения ребенка либо в течение первого года после его рождения.
2. Расширение перечня не подлежащих обложению страховыми взносами выплат на суммы выплат в денежной и (или) натуральной формах, производимые работодателями своим работникам в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичные выплаты также не облагаются НДФЛ.
3. Расширение перечня доходов, включаемых ИТ-организацией в долю "профильных" доходов для целей применения пониженных тарифов страховых взносов, путем включения в него доходов от предоставления прав использования, заключающихся в предоставлении доступа к электронным книгам (изданиям) и другим электронным публикациям, графическим изображениям.
4. Уточнение условий применения ИТ-организациями пониженных тарифов страховых взносов в части исключения возможности искусственного завышения доли "профильных" доходов за счет операций с взаимозависимыми лицами, а также в части невозможности применения такой меры государственной поддержки организациями, не сдавшими годовую бухгалтерскую отчетность.
5. В целях повышения эффективности администрирования страховых взносов установление для плательщиков страховых взносов - организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, и их обособленных подразделений обязанности представления отчетности по страховым взносам в налоговый орган по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.
6. Администрирование "несчастных" взносов (ОСС от НСиПЗ) передадут из СФР налоговым органам.
При этом параметры страховых взносов на ОСС от НСиПЗ, принципы страхового обеспечения и формирования доходной части бюджета СФР не изменятся.
Исключение страховых взносов на ОСС от НСиПЗ из состава ЕНП не требуется. Соответствующие сведения будут отражены налоговыми органами в справке о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета плательщика страховых взносов согласно подпункту 10 статьи 32 НК РФ или в рамках информационного обмена.
Информационный обмен между ФНС России и СФР будет осуществляться в рамках соглашения сторон в соответствии с п.3 статьи 82 НК РФ.
12. Трансфертное ценообразование и налогообложение контролируемых иностранных компаний
1. Установление обязанности для налогоплательщиков при представлении в ФНС России документов, составленных на иностранном языке, прилагать к ним нотариально заверенные переводы таких документов на русский язык.
2. Исключение возможности продления срока проведения налоговой проверки сделок между взаимозависимыми лицами в случае, если к представленным налогоплательщиком документам, составленным на иностранном языке, прилагается их нотариально заверенный перевод на русский язык.
3. Увеличение размера доли участия лица в иностранной организации (с 25 до 50%) для признания его контролирующим лицом.
Изменение позволит сконцентрировать внимание налоговых органов на случаях, связанных с реальной возможностью контроля, и снизит объем предоставляемой отчетности для миноритарных участников. При этом сохраняется обязанность по уведомлению об участии в иностранных организациях при доле участия, превышающей 10%.
4. Исключение суммового порога, при превышении которого прибыль контролируемой иностранной компании облагается налогом.
Одновременно с увеличением размера доли участия лица в иностранной организации (с 25 до 50%) для признания его контролирующим лицом исключается установленный в настоящее время необлагаемый порог прибыли КИК в размере 10 миллионов рублей, наличие которого на начальном этапе носило временный адаптационный характер.
5. Законодательное закрепление подхода, сложившегося в правоприменительной практике, в соответствии с которым контроль над организацией, осуществляемый лицом единолично, приравнивается к участию этого лица в организации в доле, составляющей 100%.
6. Устранение неопределенности в отношении сроков представления налогоплательщиком в налоговый орган информации об изменениях порядка или прекращения участия в иностранной организации.
7. Установление обязанности по раскрытию информации о дате учреждения (регистрации) иностранной организации в уведомлении об участии в иностранной организации и уведомлении о контролируемых иностранных компаниях.
8. До 2030 года для российских организаций продлевается возможность временно отложить уплату налога с прибыли контролируемых ими компаний в ситуациях, когда у таких иностранных компаний из-за санкционных ограничений отсутствует возможность распределять дивиденды.
Источник:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/617-9
05.10.2026
Планируют ввести налог на сверхдоход для добывающих и металлургических компанийПроект Федерального закона от 30.09.2026 № 618-9 "О налоге на сверхдоходы" разработан в целях обеспечения дополнительных поступлений в федеральный бюджет за счет изъятия части дополнительных доходов организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, возникающих в условиях благоприятной конъюнктуры мировых рынков.
Законопроектом предлагается установить налог на доходы, обусловленные благоприятной рыночной ситуацией (налог на сверхдоходы), плательщиками которого признаются организации, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются сверхдоходы, определяемые исходя из прироста стоимости добытого полезного ископаемого, возникающего вследствие превышения средней цены соответствующего полезного ископаемого на мировом рынке за 2026-2028 годы над аналогичной средней ценой за 2025 год. При этом для 2027 и 2028 годов средняя цена за 2025 год индексируется с применением коэффициентов 1,1 и 1,21 соответственно.
Объект налогообложения возникает при превышении соответствующей средней цены не менее чем на 10%.
Объект налогообложения не возникает, если добыча полезного ископаемого не осуществлялась в течение 2025 года.
Законопроектом предусматривается распространение налога на отдельные виды руд черных и цветных металлов, многокомпонентные комплексные руды, горно-химическое неметаллическое сырье, горно-химическое сырье, содержащее металлы, а также полупродукты, содержащие драгметаллы.
Средняя цена полезного ископаемого на мировом рынке в рублях определяется исходя из среднеарифметического значения его цены на мировых рынках, выраженной в долларах США, и среднеарифметического значения курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации. Среднеарифметические значения цен на мировых рынках по соответствующим полезным ископаемым определяются в порядке, установленном ФАС России. Перечень полезных ископаемых, соответствующих установленным законопроектом условиям, с указанием средней за соответствующий год цены на мировом рынке опубликовывается ФАС России не позднее 1 апреля года срока уплаты налога.
Налоговая база определяется исходя из объема добытого в соответствующем году полезного ископаемого и величины превышения его средней цены на мировом рынке над средней ценой за 2025 год с учетом предусмотренной законопроектом индексации. При добыче многокомпонентных комплексных руд налоговая база определяется отдельно по каждому предусмотренному законопроектом полезному компоненту, содержащемуся в такой руде, с учетом потерь при извлечении из многокомпонентных комплексных руд полезных компонентов добытого полезного ископаемого.
В целях обеспечения единообразного определения налоговой базы Правительство установит порядок определения величины указанных потерь.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30%, а для золота - 20%.
Сумма налога на сверхдоходы, подлежащая уплате в 2027-2029 годах в отношении соответствующего полезного ископаемого (полезного компонента), не может превышать величину, определяемую как разница между расчетной выручкой от его реализации, умноженной на коэффициент 0,15, и суммой НДПИ, исчисленной в отношении такого полезного ископаемого (полезного компонента) за все налоговые периоды соответствующего года. Расчетная выручка определяется исходя из объема добычи и средней цены на мировом рынке за соответствующий год. При отрицательном значении указанной разницы сумма налога принимается равной нулю.
Одновременно законопроектом предусматривается особый порядок уплаты налога в 2027 и 2028 годах.
В случае если сумма исчисленного налога, подлежащая уплате в 2027 году по всем полезным ископаемым в совокупности, не превышает 4% совокупной расчетной выручки от их реализации, в пределах указанной величины налог подлежит уплате не позднее 28 апреля 2027 года, а сумма превышения - не позднее 28 апреля 2029 года.
В отношении налога, подлежащего уплате в 2028 году, аналогичный порядок применяется с использованием величины, равной 5% совокупной расчетной выручки, при этом сумма превышения подлежит уплате не позднее 28 апреля 2029 года.
Уплата налога предусматривается в 2027-2029 годах не позднее 28 апреля соответствующего года.
Налоговая декларация представляется не позднее 25 апреля года, на который приходится срок уплаты налога.
Источник:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/618-9
06.10.2026
Визит руководителя Росстандарта в Самарскую областьСАМАРА - ТОЛЬЯТТИ, 4 октября 2026 г. - Новые направления в развитии инфраструктуры качества для промышленных предприятий региона стали основной темой рабочей поездки руководителя Росстандарта Антона Шалаева и делегации ведомства в Самарскую область.
В ходе совещания с президентом АО "АВТОВАЗ" Максимом Соколовым и руководством предприятия были обсуждены направления стратегического партнерства, в том числе по развитию нормативной и испытательной базы для обеспечения современных производственных технологий. Отдельно отмечена роль тольяттинских инженеров, активно участвующих в работе технических комитетов по стандартизации, формирующих национальные стандарты в области автомобильной безопасности и менеджмента качества. Отметивший в этом году 60-летие автогигант с первых же дней создания сотрудничает с Росстандартом. Делегации Росстандарта были продемонстрированы полный цикл производства автомобилей LADA и актуальная модельная линейка предприятия, включая кроссовер LADA AZIMUT.
Продолжением темы испытаний для нужд автомобильной промышленности стал визит в новый инжиниринговый центр ФБУ "Самарский ЦСМ", запустивший программу испытаний в июле 2026 года в технопарке "Жигулевская долина" в Тольятти. В новых лабораториях проводятся испытания на растяжение и сжатие, измерения массы и плотности для автокомпонентов на основе пластмасс и резины. Антон Шалаев и директор ФБУ "Самарский ЦСМ" Олег Волков обсудили с сотрудниками Центра расширение перечня выполняемых работ по испытанию автокомпонентов на одной площадке, в том числе для нужд АО "АВТОВАЗ".
Развитию работ по метрологии, оценке соответствия и стандартизации для ракетно-космической отрасли была посвящена встреча с АО "РКЦ "Прогресс" - одним из ведущих предприятий Госкорпорации "Роскосмос" и одним из мировых лидеров по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей для выведения автоматических космических аппаратов. ФБУ "Самарский ЦСМ" сотрудничает с предприятием с 1966 года - специалисты центра проводят поверку средств измерений и измерительных систем, эталонов, калибровку средств измерений и аттестацию испытательного оборудования. Сегодня на базе АО "РКЦ "Прогресс" функционирует подкомитет "Средства выведения" технического комитета по стандартизации № 321 "Ракетно-космическая техника" и аккредитованный испытательный центр.
Отдельный блок визита был посвящен механизмам реализации нового вида государственного контроля (надзора). Начальник Управления госконтроля Росстандарта Максим Ломоносов и руководитель Приволжско-Уральского МТУ Владимир Калентьев провели рабочее совещание с сотрудниками отдела инспекции Приволжского межрегионального территориального управления. Обсуждались практические аспекты единых подходов к использованию документов по стандартизации в контрольно-надзорной деятельности. Особый акцент сделан на цифровизации надзора: инспекторы отработали методики применения мобильного приложения "Инспектор", а также выстроили алгоритмы взаимодействия территориального управления с Самарским ЦСМ при проведении испытаний продукции.
Источник:
06.10.2026
Утвержден новый межгосударственный стандарт для специалистов в области строительстваГОСТ 35397-2026 "Элементы профильные для фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями. Технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 24 сентября 2026 года № 1181-ст.
Стандарт распространяется на профильные элементы, выпускаемые промышленным способом, применяемые в качестве элементов усиления в составе фасадных теплоизоляционных композиционных систем с наружными штукатурными слоями (СФТК) и примыкания к изделиям и конструкциям в местах завершения СФТК при строительстве, реконструкции, ремонте зданий и сооружений. Стандарт устанавливает технические требования, методы контроля, правила приемки профильных элементов, готовых к монтажу.
ГОСТ 35397-2026 вводится в действие на территории РФ с 1 ноября 2026 года.
06.10.2026
Утвержден новый национальный стандарт для специалистов в области пищевой промышленностиГОСТ Р 55983-2026 "Фракция головная этилового спирта. Технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 18 сентября 2026 года № 1162-ст.
Стандарт распространяется на головную фракцию этилового спирта, получаемую при производстве этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, которая подлежит дальнейшей переработке для получения ректификованного спирта высшей очистки или использованию для технических целей.
ГОСТ Р 55983-2026 вводится в действие на территории РФ с 15 октября 2026 года.
06.10.2026
Скорректировали требования к договорам аренды земельных участков при строительстве МКДПостановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2026 года № 1267 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 года № 603, регулирующее случаи и порядок выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на двух и более земельных участках.
Документ уточняет условия, при которых выдается разрешение на возведение одного объекта, расположенного на нескольких участках, в частности многоквартирных домов.
Согласно принятым изменениям, сроки действия договоров аренды таких земельных участков должны истекать в одном и том же году, при этом разница между датами их окончания не может превышать 30 календарных дней.
Ранее действующая редакция нормативного акта требовала, чтобы сроки аренды завершались строго в пределах одного и того же календарного месяца. При этом общее требование о том, что срок действия каждого отдельного договора аренды должен составлять не менее одного года, осталось неизменным.
Новые правила позволяют датам окончания аренды относиться к разным месяцам, если между ними проходит не более 30 дней.
06.10.2026
Вступила в силу XML схема задания на выполнение инженерных изысканийС 3 октября 2026 года вступила в силу XML-схема "Задание на выполнение инженерных изысканий".
Теперь необходимо предоставлять задание на выполнение инженерных изысканий исключительно в машиночитаемом XML-формате.
Ознакомиться с материалом можно на сайте Минстроя России: https://minstroyrf.gov.ru/tim/xml-skhemy/zadanie-na-vypolnenie-inzhenernykh_izyskaniy/p15_1/.
Машиностроение сегодня — это и высокотехнологичный бизнес, и сложный процесс производства уникальных машин и механизмов. Можно ли с помощью инженерных ИТ-инструментов сделать бизнес более управляемым и эффективным, а процесс — более быстрым, удобным, соответствующим самым передовым требованиям рынка? Можно, и на «Дне машиностроителя с АСКОН 2015» эксперты компании АСКОН покажут, как добиться этих целей.
Наша страна последние несколько лет уже не раз оборачивалась в сторону Запада, чтобы перенять накопленный передовыми странами опыт в области создания нормативно-технической документации по строительству. И сегодня, в канун принятия нового технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений...», ведущие строители России вновь обращаются к несомненно ценному кладезю документов, которыми могут поделиться страны Таможенного союза Европы и США. Нашим читателям мы рекомендуем ознакомиться с материалами по данной теме, опубликованными на официальном сайте НОСТРОЙ и на строительном портале Казахстана.
На страницах нашего издания мы продолжаем рассказывать об утверждаемых регламентах Таможенного союза, подготовленных в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов (решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года № 492). Сегодня на очереди — технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Именно от этого документа зависит, будет ли строительство на территории Таможенного союза «карточным».
Информационная сеть «Техэксперт» совместно с Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой приняла участие в ежегодной Петербургской технической ярмарке (ПТЯ), представив свои разработки на стенде и выступив на круглом столе. Данное мероприятие — крупнейшее событие в сфере промышленности, в рамках которого были организованы многочисленные выставки и конференции по металлургии, металлообработке, машиностроению и промышленным инновациям. Ярмарка собрала под своим началом ведущие промышленные и инновационные компании не только России, но и Европы. Участники смогли обменяться контактами и опытом, установить партнерские отношения и даже подписать контракты!